Разместил Dollychka в 3.8.07 21:00 (3778 просмотров )
Мой ребенок — белый вороненок?
«Мой ребенок не такой, как все», - именно с такой проблемой чаще всего обращаются к психологу обеспокоенные родители. Однако если обобщить все их жалобы, то становится понятным, что границы нормы размыты и во многом субъективны.
По наблюдениям психологов, в разряд «особенного» может попасть практически любой ребенок: гиперактивный и медлительный; слишком эмоциональный и замкнутый; чрезмерно общительный и застенчивый; упрямый и чересчур покладистый; импульсивный и заторможенный; уязвимый и «бесчувственный»; вундеркинд и малыш, которому наука никак не дается.
В поисках нормы родители нередко обращаются к собственному детству: «А вот когда я был маленьким...». А ведь ребенок не может быть своеобразным клоном, копией, слепком, в буквальном смысле слова продолжением своих родителей. Кроме того, нельзя забывать, что разрыв между поколениями сейчас намного глубже и фатальнее, чем раньше, и, соответственно, гораздо острее стоит проблема «отцов и детей». Изменение общественного строя, ломка стереотипов, поиск новых идеалов и ценностей, социальное расслоение и одновременно - стремительное развитие новейших технологий. Поколение экранов, мониторов, мобилок живет в другом мире и в другом ритме. Общение между собой благодаря новым средствам коммуникации (Интернет и мобильные телефоны) занимает все больше места в жизни подростков. Родители не всегда задумываются над тем, что собственного ребенка нужно рассматривать как представителя другой генерации...
Чаще всего вопрос о том, что ребенок «не такой», обостряется, когда малыш попадает в детский коллектив и начинает учиться выстраивать равноправные отношения со сверстниками и соблюдать правила субординации со взрослыми. Для малыша - это настоящее испытание, ведь до сих пор он был всем хорош и любим мамой, папой, бабушкой. И вдруг все пошло наперекосяк: мама грустит, папа злится, бабушка ворчит, что неправильно воспитывают. Первые шаги социализации могут быть очень болезненными - и для малыша, и для его родителей. Основная задача - не впасть ни в одну из крайностей: либо «все не правы, только мой «особенный» ребенок прав», либо совсем противоположное «у всех дети как дети, а у меня...».
Родителям вообще сложно быть объективными по отношению к собственному чаду. Очень часто мы лукавим сами с собой. И рассуждая о том, что ребенок растет «не такой», не доводим мысль до конца: возможно, не такой, как удобно учителю, или не такой, как нам хочется? Практически нет пап и мам, которых хоть в какой-то мере не затронуло бы родительское тщеславие, - ведь нет слаще чувства, что мой ребенок «лучше всех». Очень непросто отказаться от лелеемого в мечтах образа «достойного» наследника. Кому-то из отцов хочется видеть своего сына энергичным, все успевающим и обожающим спорт. Мама мечтает побыстрее убедиться, что их малыш обладает незаурядными способностями, а на того нападает судорожная зевота всякий раз, когда он видит книгу...
Ребенок - это не только плод семейного воспитания. Рождение нового существа - это великое таинство. В каждом из детей - свой темперамент и интеллект; свой уникальный набор генов; коктейль из разнообразных способностей и наклонностей, не всегда, кстати, приятных. Лучше всего относиться к своему ребенку как к существу, с которым еще предстоит познакомиться и постараться понять и принять именно таким, каким его создал Бог или природа. И поверьте: нет занятия интереснее, чем узнавать собственное чадо - вам предстоит много открытий, приятных и не очень. Вы будете удивляться и отчаиваться, радоваться и гневаться. Искать в своей родословной предков с такими же качествами, «вычислять» пагубные влияния со стороны. И все-таки начинать надо с приятия ребенка таким, каков он есть. А затем вам предстоит долгий путь мягкой корректировки, которая, тем не менее, должна осуществляться твердой родительской рукой: положительные качества стоит поощрять и развивать, отрицательные - сглаживать и даже (если повезет) превращать в достоинства.
Мания «отличия»
Но бывает и другая крайность: ребенок реально имеет проблемы, но родители и не собираются вводить в приемлемые для общества рамки свое ненаглядное чадо. Им нравится, что их ребенок не такой, как все.
Психологи и невропатологи признают, что современные дети гиперчувствительны и возбудимы, нередко они очень одаренные. Количество нестандартных, особенных, трудных детей настолько велико, что появился особый термин - «дети индиго», обозначающий «детей будущего», которые якобы обладают новыми необычными психологическими характеристиками и моделями поведения. Термин возник в результате наблюдений Нэнси Энн Тэпп, которая утверждала, что у нестандартных детей особый цвет ауры - темно-синий, или индиго. Теория о существовании каких-то особенных детей стала довольно популярна среди родителей, чье самолюбие тешит мысль о необычности их детей.
Чаще всего это мамы, которые, придя на консультацию к психологу, взахлеб рассказывают о том, насколько уникален их малыш, - особо одаренный, нежный, чувствительный и ранимый. А вот грубое окружение неспособно понять и оценить ее «маленького принца» или «нежную принцессу». Или, напротив, ребенок очень активен, схватывает все на лету, делает намного быстрее других, но учителя и одноклассники «почему-то» несправедливы к нему. И в первом, и во втором случае работать нужно не столько с ребенком, сколько с мамой. Достаточно часто родители сами культивируют в своих детях «манию отличия», формируют из своих не таких уж особенных отпрысков неудобных, трудных, не любимых ни сверстниками, ни учителями изгоев.
Откуда берутся «белые вороны»?
К сожалению, очень часто родители рискуют сами сделать из своего ребенка «белую ворону». Ребенок, несомненно, находится в своеобразной группе риска:
Если в семье принято постоянно противопоставлять себя другим людям: мы лучше, хуже, правильнее, беднее, богаче, умнее; мы - старожилы или, напротив, люди приезжие и т.д.
Если семья живет замкнуто, и в ней к посторонним относятся всегда с подозрением как к источнику возможных неприятностей и даже опасностей.
Если критиковать окружающих - это привычный способ общения между взрослыми.
Если ребенка принято постоянно сравнивать со сверстниками и повторять, что он не такой, как все: сильнее, слабее, болезненнее, умнее, глупее.
Если ребенок привыкнет, что он всегда прав, а во всех конфликтах и неурядицах виноваты окружающие.
Если он воспитывается в неполной семье, и родитель сознательно или подсознательно стремится «замкнуть» сына или дочь на себя.
Если ребенок становится для родителей (или одного из них) средством самоутверждения.
Если малыш воспитывается мамой (бабушкой), которая сделала из этого смысл своей жизни.
Если престарелые родители делают из ребенка «маленького старичка».
Если в семье преобладают крайности в методах воспитания. В равной мере опасны как вседозволенность и попустительство, так и жесткий авторитарный стиль, постоянная критика ребенка.
Если малыш ограничен в общении со сверстниками и преимущественно довольствуется компанией взрослых.
Если в семье существуют серьезные психологические проблемы между взрослыми.
Если родители в грубой форме пытаются «переломить» некоторые врожденные качества ребенка вместо того, чтобы мягко их корректировать и создавать условия для развития альтернативных качеств.
Когда начинать беспокоиться?
У родителей нет повода для серьезного беспокойства, если ребенок доволен жизнью и не озабочен тем, что он «не такой»; не угнетен и не агрессивен; у него нормальные отношения со сверстниками, а его особенности не отталкивают от него других детей; он умеет общаться со взрослыми, подчиняться и слушаться; не противопоставляет себя окружающим, не видит вокруг врагов, доброжелателен и уважителен к людям; если идеи, что он в чем-то не такой, появились у него в переходном возрасте, что совершенно нормально.
У родителей есть серьезный повод заподозрить, что их ребенок - «белая ворона», если он испытывает чувство отчуждения и отверженности, стал изгоем в детском коллективе; есть подозрение, что у него развился синдром жертвы, которым он провоцирует сверстников на то, чтобы его обижали; он привык привлекать к себе внимание нездоровыми способами (кривляется, дразнится, задевает тех, кто сильнее его); он не имеет друзей среди сверстников; всегда обо всех отзывается плохо.
Что делать, если вас мучают сомнения, что ваш ребенок не такой, как все:
Постарайтесь как можно более четко сформулировать, в чем именно вы видите отклонения от нормы в поведении и развитии вашего малыша;
Поинтересуйтесь у психолога или в любом пособии по возрастной психологии, не подпадает ли «особенное» поведение вашего ребенка под норму для его возраста;
Задумайтесь о том, что именно является для вас поводом для беспокойства: то, что вашего малыша критикуют окружающие; у него плохие оценки; сложные отношения со сверстниками или же он просто создает некоторые неудобства взрослым; не оправдывает ваших надежд и не тешит ваше самолюбие;
Проанализируйте, не культивирует ли кто-нибудь из семьи идеи «особенности» ребенка;
Постарайтесь поместить ребенка в адекватную его запросам среду: «слишком умного» - в спецшколу для одаренных детей; ребенка, который «не тянет» точные науки - в гуманитарный класс; непоседу - в спортивную секцию; тихоню - в кружок рисования. Важно, чтобы ребенок обязательно имел возможность общаться с детьми, у которых похожие интересы, и привыкал чувствовать себя на высоте.
Но одновременно нужно заботиться о том, чтобы ребенок развивал и те качества, которых ему не хватает (усидчивость, умение играть с другими детьми, готовность делиться, способность считаться с интересами других и др.);
Если у вашего ребенка сложности в общении возникают только дома, то ищите истоки проблемы во внутрисемейных отношениях, а не в ребенке.
Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, обязательно проконсультируйтесь с невропатологом и психологом относительно вашего сына или дочери.
Присылайте нам свои новости и статьи, мы их обязательно опубликуем на страницах нашего журнала! (Администрация Love in Kaliningrad)
Все права на материалы, размещенные в интернет-журнале «LoveinKaliningrad.ru», защищены законодательством об авторском праве и смежных правах. В случае цитирования материалов с портала или какого-либо другого вида использования, необходимо указать активную ссылку на главную страницу электронного журнала «LoveinKaliningrad.ru». За содержание рекламных материалов на сайте редакция ответственности не несет. Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции.Пользователь сайта loveinkaliningrad.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству. Пользователь сайта loveinkaliningrad.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование владельцами сайта loveinkaliningrad.ru.
Добро пожаловать в наш клуб «LoveinKaliningrad.ru»!